В моей практике был необычный случай. Примерно 10 лет назад в начале сентября ко мне обратилась мама 11-классницы с просьбой подготовить дочь к ЕГЭ. Стала говорить, что легенды ходят о том, какие высокие результаты на ЕГЭ показывают мои ученики. При этом добавила, что ее девочка с одной стороны учится хорошо, а с другой стороны: с 1 класса не понимает и не любит математику. Ни одной домашней, проверочной, либо контрольной работы она сама сделать не может, ни одной формулы не знает, ни задачи, ни примеры решать не может вообще.
У меня было некоторое состояние смятения, но я задала только один вопрос: «А как же ее переводили из класса в класс?» Ответом было: «Постоянные ежемесячные призенты, подношения. Выбора ведь не было. Нужна была хотя бы маленькая троечка».
И вновь мама стала пересказывать мнение тех родителей, дети которых у меня занимались. «Мне говорили, что вы – просто волшебница, вам удается не только основательно подготовить учеников к ЕГЭ по математике, но и влюбить в математику даже троечников!»
Я вздохнула: «Но троечники хоть что-то о математике знают!» И последний ее аргумент: «Таблицу умножения дочь немного знает….» Честно говоря, не хотелось брать безнадежного ученика. Мама, как будто почувствовала это. И начала плакать: «Только на вас у меня была надежда. Никто ее брать не хочет, а экзамены ведь сдавать надо…»
И я поняла: девочка ведь пропадет. Тогда я спросила: «А она сама-то готова пахать? Если я возьму ее, то только на определенных условиях». Знаю по опыту: когда родители хотят повысить успеваемость ребенка, а он сам этого не хочет, то занятия будут мало эффективны. Но здесь Наташа уже поняла, что, по сути, решается ее судьба. Либо надо «пахать» и в этом случае будет надежда хоть как-то сдать ЕГЭ, либо будет потерян целый год.
Я предложила Наташе очень напряженную, жесткую форму занятий и плотный график занятий, безоговорочное выполнение всех моих требований и заданий. Еще одним моим условием было: учителю математики не говорить, что она занимается с репетитором. Люди ведь разные. Неизвестно как отреагирует учитель, если увидит положительную динамику. Ведь за 10 лет она ничему не смогла научить девочку. А тут какой-то репетитор за короткое время совершил прорыв. Я опасалась неадекватной реакции со стороны учителя математики. Был в моей практике случай, когда учитель математики преднамеренно занижал оценки учащемуся, который стал показывать хорошие знания по математике, узнав, что ученик занимается с репетитором.
Надо отдать должное: Наташа выполняла все мои требования. Поэтому я решила (плюс ко всему) использовать некоторые техники и упражнения из 3 модуля Суперспособности, которые могли бы реально ускорить процесс усвоения материала.
- А, кроме того, я старалась поддерживать оптимистический настрой и поддерживала веру в свои силы. Так, во время объяснения материала я периодически повторяла: «Посмотри, как легко это решается!», «Взгляни, решение лежит на поверхности. Здесь надо только включить логику», «А здесь нас просто хотели запутать! Но ведь мы знаем правило такое-то и легко справимся с этим заданием!», «Посмотри, какое оригинальное решение здесь можно использовать!» и т.д. Это работает как 25 кадр. Девочка реально воспряла духом.
И к концу 1 четверти лед тронулся: наметились некоторые проблески. Элементарные вещи из учебного материала предыдущих лет Наташа уяснила, параллельно мы работали с учебным материалом 11 класса.
Если бы вы видели, как Наташа была счастлива, когда написала свою первую контрольную работу по итогам 1 четверти! Нет, не стоит обольщаться, она не получила 5, она не получила даже 4. Поскольку изначально отставание по математике у нее было жутким.
Но Наташа с таким воодушевлением рассказывала, что впервые в жизни (именно так она выразилась) она написала контрольную! Обычно на контрольных она сдавала чистый лист бумаги, поскольку вообще не понимала, как это все решается. А здесь она решала!!! Конечно, в одном задании она выбрала неверное направление решения. В другом задании она допустила элементарные (механические) ошибки, что привело к неверному ответу. Но несколько заданий она все же решила правильно. Наташа получила за эту контрольную тройку. Но как она была счастлива! Ведь это была первая ее заслуженная тройка!!!
Мама Наташи звонила и благодарила меня. Даже плакала в трубку от радости. А мы с Наташей продолжали трудиться над усвоением и закреплением материала. Наша работа во 2 четверти была более продуктивной. У Наташи среди текущих оценок было уже более половины четверок, даже три пятерки получила. В четверти у нее вышла 4-ка! Счастью Наташи не было предела!
А в 3 четверти наметился, наконец, перелом: появились более ощутимые результаты – текущих пятерок было больше, чем четверок! Учитель математики сказала: «Да у тебя, оказывается, талант к математике! А ты целых 10 лет придуривалась…»
Пятерка по математике за 3-ю четверть так вдохновила Наташу, что она высказывала намерение поступать в технический ВУЗ. Я ответила, что это пока бутафорская пятерка. На самом деле знания ее можно было оценить на твердую стабильную четверку. Однако успокаиваться рано – впереди экзамены. Я объяснила Наташе, что для поступления в технический ВУЗ нужна подготовка другого уровня. Между тем, в 4 четверти у Наташи были лишь пятерки… Одним словом, Наташа успешно сдала ЕГЭ по математике. Я считала свою задачу выполненной на совесть. Наташа поступила в мединститут, как с детства мечтала.
Спустя года 2 я встретила маму Наташи. Выяснилось, что дочь ее вышла замуж и оставила мед.институт, в котором разочаровалась. Оказалось, что теперь она учится вместе с мужем в Тюменском индустриальном университете. Здесь ей больше нравилось учиться. Признаюсь, эта новость очень порадовала меня. Ведь в успехах Наташи есть и частичка моего труда.