В дошкольном возрасте очень важно правильно готовить ребенка к школе. Это означает, что наряду с суммой необходимых знаний и навыков, ребенок должен быть готов к школе психологически. Для этого необходимо приучать ребенка делать не только то, что ему нравится, но и то, что необходимо. Особенно это актуально для дошкольников, не посещающих детский сад. Такой ребенок не приучен подчиняться определенным правилам, не приучен считаться с чужим мнением и желанием.
Если ребенка с ранних лет не научили преодолевать трудности, это может стать еще одной причиной низкой мотивации к учебе. Одной из причин низкой мотивации может быть тот факт, что у ребенка не сформирован навык учебной деятельности. Он не может сосредоточиться на задаче, не может запомнить условие задачи. Ограниченный словарный запас ребенка, низкая скорость чтения лишь усугубляют положение вещей. Иногда родители рассуждают так: ничего, подрастет и научится лучше читать, подтянется в учебе. Придется вас огорчить. Само по себе ничего не исправится. У ребенка из класса в класс нарастают нагрузки. И, если сейчас ребенку не помочь, то можно упустить время. Отставание в учебе будет нарастать как снежный ком.
Конфликты с учителями и учащимися — тоже являются основанием для снижения мотивации к учебе. Надо объяснить ребенку, что отношения с людьми могут улучшаться, либо ухудшаться, но учеба от этого не должна страдать. Разногласия между людьми могут быть, но их можно устранить посредством переговоров даже при конфликте интересов. В любом случае это не должно влиять на отношение к учебе.
Довольно часто родители используют запугивание, когда учеба не ладится. Это запрещенный прием. Значительно лучше сесть рядом с ребенком и поговорить. В доверительной беседе вы узнаете много нового о своем ребенке. Поддержите его, помогите разобраться со сложным материалом, чтобы ребенок видел в вас друга, готового помочь и поддержать его в этом сложном мире.
И даже, если ребенок получил двойку и мы видим, что его это огорчило, не ругайте его. Он уже и сам все понял. В конце концов, мы любим наших детей не за пятерки, а за то, что они наши дети. Школу завтра они закончат, поэтому не позволяйте, чтобы в памяти ребенка остались нелестные воспоминания, если в трудный момент родители отказали ему в поддержке.
Завышенные требования к ребенку (без учета его возможностей), как способ повлиять на отношение ребенка к учебе, равно как и одаривание ребенка в обмен на хорошие оценки не дает хороших плодов. Ведь растет ребенок и запросы его растут. Настанет момент, когда ребенок попросит то, что вы не сможете ему дать. Зачем ему стараться, если желанной ему награды не последует? Поощрения могут быть, но символические: в виде конфетки, либо совместной настольной игры (шашки, шахматы, это может быть любая развивающая игра), совместной прогулки, посещение цирка или театра…
Возможной причиной низкой мотивации к учебе могут быть разногласия родных в вопросах воспитания. Тогда ребенок выбирает ту позицию, которая ему выгоднее. Кто из него вырастет? Лицемер. Вы этого хотите?
Часто можно наблюдать, когда родитель насмешками пытается вразумить ребенка и, таким образом, «мотивировать» его к учебе. Физические наказания и унижения — худший из возможных вариантов воспитания. Самооценка ребенка падает. И он просто обречен на отставание в учебе. Если даже родители отказывают ребенку в поддержке, понимании, то кто ему поможет?
Надо учить ребенка бороться, верить в свои силы. Если не получается, повторять попытки решить задачу снова и снова. Только так можно добиться успеха в этой жизни!